Гринвошинг – с чем его едят???

Сегодня мы порассуждаем на тему экологической продукции, экотоваров, которые стали массово появляться на российском рынке.

Фактически уже становится модным трендом проставление некой «зеленой отметки» на продуктах питания, товарах для красоты и здоровья, для дома и ремонта, текстиле и даже детских товарах. Однако, как показывает статистика, более 80 процентов товаров с такой отметкой ничего общего с экологичностью и натуральностью не имеют.

Мои коллеги уже поднимали тему гринвошинга – это как раз и есть точное определение маркетингового приема, который позиционирует продукт или бренд более натуральным и экологичным, чем он есть на самом деле,  цель которого одна – простое увеличения прибыли.

Итак, что же это за явление такое – Гринвошинг? — буквально «зеленое отмывание», в русском переводе также звучит как «зеленый камуфляж».

Сам термин «гринвошинг» возник из комбинации английских слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), т.е. буквально – «зеленое отмывание». Он был предложен Джеем Вестервельдом (Jay Westerveld) в 1986 г. в отношении отелей. В то время в номерах стали появляться таблички, призывающие постояльцев, заботящихся об окружающей среде, отказаться от замены полотенец и постельного белья в течение пребывания. Однако в большинстве случаев данная практика не имеет ничего общего с экологичностью, а служит инструментом сокращения издержек отеля.

Гринвошинг обычно ассоциируют с маркетинговыми действиями (рекламой и PR), основанными на демонстрации экологичности, а не на реальной деятельности. Так возникло более неформальное определение гринвошинга – компания тратит много времени и денег на то, чтобы показать через маркетинговые коммуникации, что она экологичная, вместо того, чтобы внедрять реальные экологические практики для снижения негативного влияния компании на окружающую среду.

Самый, пожалуй, популярный пример гринвошинга — это использования терминов «натуральный» и «органический» на продукции,  которая вовсе не является таковой. К сожалению, термин «натуральный» в России никак не регулируется, поэтому его «степень» все определяют по-своему. А вот термин «органический» не может существовать без международной сертификации, поэтому если увидите подобную маркировку — смело просите производителя показать сертификат.

Скрытый гринвошинг часто встречается в оформлении магазинов (заходишь — а там все зеленое, деревянное и повсюду фото растений и красивых женщин с минимумом косметики), логотипов и упаковки (например, средства бытовой химии с нарисованными на них цветами, фруктами и полями).

Еще один пример — названия салонов красоты, строительных компаний, интернет-провайдеров и прочих совершенно разнообразных бизнесов с приставкой «эко». Все эти компании могут НИКАК не относиться к сфере экологии, но уже из-за названия и логотипа с зеленым листом (как правило) мы воспринимаем компанию как более «хорошую».

Ну а как нам реагировать в этом мире сплошного маркетинга и не поддаваться на провокации.

Ничего сложного в этом нет – просто внимательно изучать информацию на упаковке – все тоже, что мы ежедневно делаем с другими товарами и продуктами.

Не верьте всему, что написано на упаковке! Все подобные наклейки — просто маркетинговые уловки.

Если на упаковке выделены надписи (или даже сделаны в виде маркировки): ЭКО, БИО, ОРГАНИК, НАТУРАЛЬНОЕ, ОРГАНИЧЕСКОЕ, NATURAL, ECO, ORGANIC, BIO, ФИТО, GREEN — у вас должен сработать первый звоночек в сторону гринвошинга. Не лепят их просто так. Ищите на обороте информацию о прохождении сертификации.

Кстати, мышьяк, формальдегид и ртуть — вполне себе натуральны, на них тоже можно такую же наклейку налепить, и даже обмана не будет. =) Только вряд ли вы захотите их видеть в своей косметике.

Другие яркие примеры – упаковка такого товара – упаковочная пленочка, в ней картонная коробочка, в которой пластиковая баночка с кучей дополнительных подложечек – вроде заявляется забота о природе, а на деле сплошь не перерабатываемая упаковка – в чем тогда экологичность?

Еще один настораживающий момент – это состав товара – заявлен как натуральный и поэтому безвредный, а при ближайшем рассмотрении присутствуют в описании различные ПАВы, искусственные отдушки, хлор, фосфаты и т.д., что существенно усложнит жизнь чувствительных аллергенных людей.

Нельзя не отметить про еще один вводящий в заблуждение экотренд – это указание на якобы биоразлагаемую упаковку или пакеты – это просто введение в заблуждение – этот материал просто разлагается на микропластик и также является загрязнителем природы и окружающей среды.

Единственный лейбл, которому 100% можно верить, выглядит не так вычурно, как предыдущие:

Маркировка Листок жизни

Но именно этот значок — единственная в России экомаркировка I типа, признанная Всемирной ассоциацией маркировки на международном уровне. Однако в других странах можно встретить прочие варианты — все запоминать бесполезно, слишком их много.

Нужно помнить, что ничего экологически чистого в природе не существует, и каждая система сертификации разрабатывает свои критерии экологичности товаров. Разобраться в них неподготовленному покупателю бывает сложно. Но помочь в этом может мобильное приложение Ecolabel Guide, созданное Экологическим Союзом, Агентством по охране окружающей среды ООН и Министерством северных стран. В этом гиде по экомаркировкам собраны действующие экологические сертификаты, которым стоит доверять. Также в приложении есть советы о том, как правильно читать сертификаты и как проверить их на подлинность.

Но и в выборе натуральных продуктов всегда надо отдавать предпочтение тем производителям, которых хотя бы знаешь либо уверен в качестве и экологичности произведенных ими товаров. И таких производителей в нашем регионе, к натуральности продукции которых нет особых претензий, к счастью, не мало. В ходе эко мониторинга в данной сфере можно, к примеру отметить одного из производителей мясо-молочной продукции, чье производство находится в соседнем с городом районе – Новосокольническом – это ОАО «Красное Знамя», натуральность производства которого заключается в том, что вся продукция выращивается на собственных фермах, сырье у поставщиков не закупается, фактически производство всей продукции – от откорма до поступления в перерабатывающий цех находится под жестким контролем, чем обеспечивается поступление потребителю свежего, качественного и конечно же натурального продукта.

Будьте внимательны при изучении неизвестных Вам товаров, берегите себя и окружающую среду.

Источник: подготовлено по материалам экологических общественных организаций.