24 октября 2018 года в Госдуме состоялось очередное заседание Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления.

Под совместным председательством с Борисом Пайкиным и Александром Козловским 24 октября 2018 года в Госдуме проведено очередное заседание Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, в состав которого в качестве эксперта входит председатель Союза экологов Псковской области Алексей Иванов.

Александр Козловский во вступительном слове сразу заострил внимание собравшихся: «Сегодня мы столкнулись с ужасной ситуацией. Если раньше в лесах мы собирали ягоды и грибы, то сегодня в основном -пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Помочь решить эту проблему могла бы повсеместная организация раздельного сбора мусора.

«Идея организации раздельного сбора мусора в учреждениях образования, как информационного и образовательного проекта возникла после изучения опыта Международной гимназии инновационного центра «Сколково» – об этом опыте рассказала на заседании Экспертного совета директор гимназии Оксана Демьяненко – С учётом этого опыта наша рабочая группа разрабатывает проект модели раздельного сбора мусора в образовательных учреждениях всей Российской Федерации».

Об опыте учебных заведений города на Неве по раздельному сбору мусора рассказала депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Галина Назарова. Она же предложила проект обращения с ТБО для регионов разработать с учётом накопленного в этом направлении опыта в Ленинградской области и провести выездной Экспертный совет в Северной столице.

Острая дискуссия разгорелась по двум рассмотренным на Совете вопросам – это вопрос о необходимости организации образовательной деятельности по указанному направлению и второй, не менее острый вопрос – это монополизация рынка обращения с отходами в руках единственного регионального оператора и возможные последствия для развития бизнеса и предпринимательства в связи с этим.

Безусловно анализ ситуации на местах свидетельствует об острой нуждаемости в организации обучения детей с раннего возраста уважительному отношению к природе, навыкам обращения с отходами и приобщению к раздельному сбору мусора. Нужно воспитывать экологическое мировоззрение у детей с первыми шагами. Да есть ряд краеугольных вопросов, но мы должны понимать, что жизнь не стоит на месте, век кибернетики и так далее и возникает необходимость вносить постоянные коррективы в процесс обучения. Но важным моментом является то, что УЧИТЬ и ВОСПИТЫВАТЬ экологическую ответственность просто необходимо. С этим коллеги согласны практически единодушно.

Вопросы появления на рынке обращения с отходами региональных операторов и возникающие при этом вопросы тоже не беспочвенны.
Будет ли бизнес и предпринимательство за бортом этой работы – это покажет время. Но пока мы видим результаты бессистемного подхода – рост несанкционированных свалок, чрезвычайно низкий процент переработки и так далее.
Если проанализировать на примере нашей области обстоятельства появления регионального оператора, в том числе и уже после прямого вмешательства в процесс Минприроды и проявления жесткой позиции тогда еще ВРиО Губернатора, а также учесть длительные процессы принятия и утверждения территориальной схемы обращения с отходами, непринятия, по неизвестным причинам, основополагающих для руководства к действию правил обращения с отходами, даже до сих пор с тарифами проблема, то напрашивается только один вывод – а сможет ли эта система заработать в полном объеме с 1 января 2019 года, как того требует закон, если все делалось как бы в «пожарном режиме»?
Кроме того, проведение круглого стола на уровне Общественной Палаты области и двух семинаров с участием регионального оператора, выявило такие проблемы, как отсутствие информационной составляющей как для органов власти и местного самоуправления, так и для населения области.
Необходимые предложения уже внесены комиссией по экологии и охране окружающей среды в Общественную Палату.
И как видится, работы еще предстоит очень много, поскольку все территориальные схемы должны быть разработаны и с учетом требования законодательства, регламентирующего деятельность регионального оператора, а также с учетом имеющихся и действующих на территории области предприятий по обращению с отходами.

Подводя черту этому вопросу стоит заметить, что наиболее правильным и востребованным пока будет только один вариант – это когда на рынке обращения с отходами будет действовать только один игрок, который не только обеспечит в комплексе работу с момента появления отхода до результатов конечной его переработки и т.д., но и несет единую ответственность за всю эту деятельность.