Общественный инспектор по охране окружающей среды – кто это?.

И сегодня мы порассуждаем на тему общественной экологической деятельности в составе такого института – как общественный инспектор по охране окружающей среды. Что это, как стать инспектором и круг его возможностей и обязанностей – об этом мы сегодня и поговорим.

Итак, уже с 2016 года в стране действует институт общественных экологических инспекторов. Дает ли «корочка» общественного инспектора дополнительные возможности и преференции?

Такие понятия как  «общественный инспектор» или «общественная инспекция» давно уже укоренились в языке и массовом сознании. В широком смысле, общественный инспектор – это любой гражданин, реализующий свои права на общественный контроль в различных сферах общественных отношений и экономики (жилищно-коммунальное хозяйство, потребительская сфера, градостроительство, окружающая среда и природопользование и т.д. и т.п.).

Суть общественной инспекции, например, в области окружающей среды заключалась в выявлении и исследовании той или иной проблемы, фиксации нарушений (будь то незаконные рубки, свалки отходов, различные загрязнения и пр.), привязке их к месту совершения и направлении обращений в государственные органы, чтобы те, как несложно догадаться, исполнили соответствующие обязанности, приняли нужные меры, восстановили законность и нарушенные права граждан.

Десять лет назад федеральные власти вдруг озаботились «неконтролируемым» ростом гражданской активности (особенно в связи с со стремительным проникновением в массы Интернета и социальных сетей) и стали искать способы поставить этот процесс в некие рамки и понятные чиновникам форматы.

В 2014 году появился Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ», заложивший, в частности, правовые основы для функционирования общественных палат и общественных советов при органах власти.

В законе дано такое определение общественного контроля: это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, любых других органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

А в 2016 году в закон «Об охране окружающей среды» была внесена статья 68, описывающая, что такое общественный контроль в области охраны окружающей среды, а также определяющая его рамки – положения этой статьи мы и рассмотрим подробно.

 Под общественным контролем в области охраны окружающей среды в статье 68 понимается «реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды», а заниматься этой деятельностью могут как общественные и некоммерческие организации, так и отдельные граждане.

Далее определяется, что результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти «подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством».

И вот уже с 1 июля в России заработали правила для организаций деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среде. Постановление правительства, разработанное Минприроды России, установило права, обязанности и требования к гражданам, претендующим на статус общественного инспектора.

Ранее президент Владимир Путин заявлял о том, что поддерживает движение общественных инспекторов и выступает за то, чтобы расширить их полномочия.

Общественным инспектором по охране окружающей среды может стать любой совершеннолетний человек, который обладает соответствующими знаниями и готов выполнять такую работу на безвозмездной основе.

Инспекторы осуществляют экологический контроль как самостоятельно, так и в составе инспекции. Они направляют материалы о нарушениях экологического законодательства в контрольный орган в соответствии с его компетенцией, а также могут присутствовать при проведении контрольным органом выездного обследования.

Сведения об общественном инспекторе включаются в перечень на три года, этот срок может быть продлён.

Заявление о намерении стать общественным инспектором подается в контрольный орган. Гражданин включается в перечень инспекторов по итогам рассмотрения специальной комиссией результатов тестирования. Ведение перечня общественных инспекторов по охране окружающей среды осуществляется Росприроднадзором.

Правила устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе порядок их взаимодействия с Росприроднадзором и органами государственной власти регионов, осуществляющими региональный государственный экологический контроль.

Напомним, что закон, касающийся общественного экологического контроля, ввёл ряд новелл. Сокращён срок рассмотрения материалов общественных инспекторов органами надзора. Общественный инспектор получил право участвовать в надзорных мероприятиях без взаимодействия с юридическими лицами и право присутствовать при открытом рассмотрении дел.

Он вправе фиксировать правонарушения и направлять их в органы государственного надзора, участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Правда, есть и ограничения – так у общественных инспекторов нет права на проверку промышленных площадок юридических лиц. Но зато они могут участвовать в рейдах вместе со специалистами.

При этом, общественный инспектор обязан не создавать препятствий законной деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

А кто не может быть таким инспектором четко определил федеральный закон: Не вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды лица:

1) признанные иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”;

2) лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;

3) имеющие судимость;

4) признанные недееспособными;

5) привлеченные неоднократно в течение года, предшествующего дате подачи гражданином в указанные в пункте 1 настоящей статьи органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), заявления о намерении осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды, к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды;

6) имеющие гражданство иностранного государства.

Органы, осуществляющие государственный экологический контроль (надзор), не вправе препятствовать присутствию общественных инспекторов по охране окружающей среды при проведении указанными органами выездного обследования по материалам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленным данными общественными инспекторами по охране окружающей среды, а также при открытом рассмотрении указанными органами дел об административных правонарушениях.

При осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) не допускается препятствовать фиксации общественными инспекторами по охране окружающей среды действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц с применением фото- и киносъемки, видео- и аудиозаписи и иных способов фиксации, если это не противоречит федеральным законам.

Природоохранная деятельность необходима обществу, она является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятий, в ходе которой должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение или ликвидацию последствий вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и требующих особого учета, контроля и стимулирования в силу их низкой рентабельности для предприятий и важности для общества.

Основной целью охраны окружающей среды является улучшение здоровья населения, сохранение и улучшение природных условий в процессе природопользования, последовательное сокращение источников загрязнения, а также непрерывный контроль за состояние окружающей среды и влияющими на нее факторами при различных видах деятельности человека.