Три Спаса – Медовый, Яблочный, Ореховый.

И сегодня мы порассуждаем на тему любимый многими летних праздников, которые традиционно отмечаются в августе и в православном календаре они величаются как три Спаса.

Иногда их называют просто по номерам: Первый, Второй и Третий. Хотя куда чаще можно слышать про Медовый, Яблочный и Ореховый (или Хлебный) Спас. Исторически эти дни были связаны с очередной стадией уборки урожая и подготовкой к холодному сезону.

Что это за «Спасы» такие, до которых нельзя вкушать меда и яблок?

14 августа – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста и начало Успенского поста (Медовый Спас);

19 августа – Преображение Господне (Яблочный Спас);

29 августа – праздник Образа Господа Иисуса Христа (Ореховый, или Хлебный Спас).

Их иногда величают любимыми летними праздниками. Потому что связаны с гастрономическими традициями, погода, как правило, стоит хорошая и знаменуют некий этап окончания времени года. Еще все три Спаса — тесно связаны с родной природой. Или в широком понимании — экологией.  Бережное отношение к природе всегда почиталось в народе. Из практичного рационального подхода к природным ресурсам складывались традиционные экологические знания.

И начнем, пожалую с самого главного – с православного праздника в первый день Успенского поста – Медового спаса, который  по старому стилю был  1 августа.

На Руси отмечать праздник стали с конца 15 века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас-19 августа) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас-29 августа).

В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах.

Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы.

В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.

С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», – просили крестьяне.

С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить.

Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством у крестьян, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

Итак – Медовый спас – мед и самые умелые труженики по его производству – пчелы – нужно также помнить, что с экологической точки зрения они важны прежде всего как опылители растений. Опыление пчелами цветков энтомофильных культур является самым дешевым средством повышения урожайности, повышение качества семян и плодов растений, обеспечивающие высокую оплодотворяемость цветков той или иной культуры.

Исследователи считают, что стоимость запилювальнои работы пчел в 10-12 раз превышает стоимость продуктов, которые они дают человеку. Достаточно сказать, что косвенный ежегодный доход от их опыления в бывшем Советском Союзе составлял около трех миллиардов рублей, что в десять раз больше, чем стоимость продукции пасек.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки.  В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Ореховый Спас – 29 августа. Это последний в череде Спасов после Медового и Яблочного. В этот день наши предки определяли, какой будет погода предстоящей осенью. Рассказываем о народных приметах и сверяем их с прогнозами синоптиков.

Третий Спас получил такое название потому, что с этого дня на Руси начинали заготавливать лесные орехи. Еще 29 августа называли Спасом на воде, потому что было принято освящать новые колодцы и обходить кругом старые, чистить целебные источники к осени и пить подземную воду.

Также этот день именуют Хлебным Спасом из-за начала посева озимых культур. Бытует и название Холщовый Спас, так как 29 августа православная церковь отмечает перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа в Константинополь.

На Третий Спас откажитесь от уборки и домашних хлопот. Наши предки считали: те, кто нарушит запрет, столкнется с серьезными финансовыми проблемами. А чтобы не оказаться в сложной жизненной ситуации, в этот день ни в коем случае не стоит отказывать просящим о помощи. Также в Ореховый Спас запрещено ругаться, сквернословить и желать зла. Крайне не рекомендуются застолья и чревоугодие, несмотря на то, что Успенский пост уже позади.

Чтобы узнать, какой будет погода, наши предки накануне Третьего Спаса наблюдали за небосводом: бледные звезды в ночь на 29 августа предвещают ясную и сухую погоду на ближайшую неделю, а если в праздник ясно — зима будет короткой и весна придет рано.

Обращали внимание на Руси и на другие приметы. Люди в старину считали, если журавли покинули летние стоянки, холодная погода ждет в Покров день — 14 октября. Если созрело много орехов, в грядущем году ожидается плодородное лето для ржи.

— Если день безветренный, то осень ожидается тихой, а зимой будет мало метелей. Дождь с грозой — осень будет теплой. Если 29 августа солнечно и тепло — скоро бабье лето наступит, — гласят народные приметы.

И если мы будет соблюдать простой принцип – не навреди природе – то мы можем способствовать, в том числе и сохранению и улучшению и медоносной базы – а значит увеличению медоносности пчелиных семей, и фроктово-овощной базы, без которых не обходится ни один стол на Руси, и  в итоге – на нашем столе будет всегда такие необходимые, полезные  продукты – как Мед, яблоки, орехи.

Источник: https://www.pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi-i-molodilnye-yablochki-pravda-sueveriya-i-polnyj-sumbur