А так ли нужна эта “Черная Пятница???”

Откуда появилось это уже практически мировое явление, что за ним стоит.

Итак, как утверждается в официальных источниках, Чёрная пятница—пятница после Дня благодарения в США. С неё начинается традиционный рождественский сезон распродаж.

Само выражение «Черная пятница» возникло во второй половине XIX века, и оно не имело ничего общего с походами в магазины или как теперь это модно звучит – шопингом. В пятницу 24 сентября 1869 года в США произошел крах рынка, вызванный падением цен на золото. Экономика Америки не могла оправиться от этого кризиса несколько лет.

Однако времена меняются, и спустя столетие первое значение «Черной пятницы» было позабыто. В 50-60-х годах XX века его начали использовать полицейские Филадельфии для обозначения… автомобильных пробок. Каждый год в пятницу после Дня благодарения город заполняли желающие купить новогодние подарки. Они вызывали заторы на дорогах и столпотворения в магазинах, провоцируя недовольство офицеров полиции.

Ну и  примерно в 1966 году термин «черная Пятница» стал символизировать бум покупок  и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США.

В наши дни многие американцы берут выходной в Черную пятницу, чтобы вместе с семьей отправиться за покупками. А еще в  50-х ситуация немного отличалась: сотрудники магазинов брали больничные из-за наплыва посетителей. Автор статьи 1951 года «Советы для хороших человеческих отношений с руководителями производства» описывает Черную пятницу так:

«Пятница после Дня благодарения – это болезнь, уступающая по своим последствиям только бубонной чуме. По крайней мере, так думают те, кому нужно выходить на работу в Черную пятницу. Половина сотрудников отсутствует, оправдываясь справкой о болезни».

Кстати, среди производителей была даже предпринята попытка переименовать «Черную пятницу» в «Большую пятницу», чтобы провести параллель с огромными скидками, но новое название не прижилось.

В настоящее время Черная пятница вышла за границы штата Филадельфия: похожие акции можно встретить по всему свету. Тем не менее, это событие все еще проходит наиболее масштабно в США. Черная пятница стала поводом для проведения разнообразных развлекательных событий, например, знаменитого Парада Дня благодарения Macy’s в Нью-Йорке. Впервые это мероприятие было организовано в 1924 году, чтобы привлечь посетителей в универмаг Macy’s на следующий день, в Черную пятницу.

Российский рынок только в 2010 году столкнулся с непреодолимым желанием создать нечто подобное и замотивировать покупателей на массовое приобретение товаров под эгидой «покупай, подешевело». Изначально планировалось затронуть только интернет-площадки, но офлайн отвоевал свое право на реплику акционного события года. И вот тут началось самое интересное.

Российские предприниматели и ритейлеры столкнулись с тем, что они в принципе не представляют, как нужно правильно проводить неделю «черных скидок». Неужели и вправду скидывать сумму на товар в 2−3 раза? «Нет»,— подумали предприниматели и решили найти ответы в прошлом, а именно в 90-х годах. Все мы прекрасно помним, что тогда происходило с дефицитным товаром, а точнее то, как этот дефицит искусственно создавался. После рухнувшего железного занавеса на рынок хлынул огромный поток товаров, но лишь малая часть из них действительно заслуживала внимания. Вот наши массовики-затейники в лице барыг и предпринимателей и начали нагнетать атмосферу ради того, чтобы немного подзаработать на людях, для которых слово «американский» было прямым синонимом к прилагательному «эксклюзивный».

В ход шло все: старые коллекции, редкие размеры, техника с несущественным браком, в общем, все то, что и даром никому не было нужно. Редко где в начале эпохи «черных скидок» можно было встретить действительно эксклюзивное и выгодное предложение.

Первый блин, как известно, всегда комом, а в случае с «черной пятницей» по-русски— и второй, и третий, и четвертый…

А теперь о сути — а чем же так плоха эта Черная Пятница для окружающей среды?  Мнение всех экоактивистов, и не только общественников но и практических экспертов схоже — вред от необдуманных и порою ненужных покупок есть и он с каждым годом становиться все более заметным и наносит окружающей среде непоправимый вред.

Все очень просто — с психологической точки зрения сам процесс вполне естественен — увидел большую, даже как нам кажется, огромную  и возникает желание приобрести зачастую не нужную в хозяйстве вещь, да и еще и не одну, а несколько таких вещей или товаров. На это и рассчитывают крупные ретейлеры и супермаркеты, которым, к слову сказать, абсолютно без разницы практическое значение продаваемых вещей и качественное их состояние — главная цель бизнеса — это получение прибыли, а как показывает статистика, сезон массовых распродаж в Черную пятницу существенно обогащает, поэтому тут уж, простите, не до качества, надо брать количеством.

Ну и как правило, как это и происходит потом, масса вещей и товаров, которые были в таких условиях бездумно приобретены, оказываются на свалках, в мусорных баках. О какой экологической пользе можно тут говорить?  Фактически в окружающую среду попадает огромная масса упаковочного не перерабатываемого и трудно разлагаемого  материала в огромных количествах, оставляя так называемый колоссальный углеродный сред. Можно отметить, что все предпринимаемые в течении года усилия по минимизации последствий от причинения вреда окружающей среде перечеркиваются последствиями  черных пятниц.

В ряде стран, особенно в США, в период Черной Пятницы не только распространены случаи массовых давок в маркетах, зафиксированы случаи гибели людей, но и есть открытые конфликты между экоактивистами, препятствующими проходу в такие магазины и покупателями, которые находясь под воздействием информации о мифических и заоблачных скидках, сметают все и всех на своем пути.

Ну а какие варианты тут могут быть? А что делать тем, у кого доход не позволяет приобрести необходимую для дома вещь и в черных пятницах такая возможность появляется?

Выход всегда есть. Для начала надо понимать простую вещь — действительно, если товар востребован, хорошего качества и отлично продается, зачем продавцу делать на него скидку? Да и сам процесс установления скидок далек от разумного понимания — продавец никогда не торгует себе в убыток, по крайней мере никогда не установит цену ниже той, по которой товар закуплен. Поэтому, какие либо скидки, пусть даже аховые не будоражили наш ум — это лишь хитрая уловка ретейлеров, чтобы сбыть товар и получить прибыль.

Просто обратите внимание – Если вы совершаете покупку онлайн, внимательно смотрите не только на изначально заявленную цену товара, но и на сумму, которая появится после переноса покупки в корзину. Стоимость у неблагонадежных продавцов может существенно отличаться.

Совершая покупки офлайн, потратьте немного времени и разузнайте про товар, который увидели на витрине с 90% скидкой. Google и функция «поиск по картинкам» вам в помощь.

Имейте в виду: чтобы действительно купить хорошую вещь и по хорошей цене, придется потратить довольно много времени. Ну и все таки опытные шопоголики говорят, что в течение года можно найти гораздо более выгодные предложения, чем в неделю распродаж. Так что если вдруг вы пропустили «черную пятницу», не расстраивайтесь. Через месяц будет возможность купить то же самое, только без очередей и ажиотажа.

Наиболее полезную для планеты альтернативу «черной пятнице» нашли например в Испании. Авторы инициативы считают, что позаимствованная у США традиция устраивать скидки в конце ноября приводит к чрезмерным тратам средств и накапливанию большого количества ненужных предметов, купить которые соблазнила лишь невысокая стоимость. Кроме того, распродажа одежды противоречит стремлению западных стран противостоять климатическому кризису — зачастую качество вещей настолько плохое, что они не подлежат переработке или повторному использованию.

По данным ООН, индустрия моды занимает второе место в мире по воздействию на планету — на нее приходится десять процентов выбросов углекислого газа и 20 процентов загрязнения сточных вод. Представители экологичного бренда одежды Ecoalf отметили, что ежегодно в мире производят более 150 миллиардов текстильных изделий — 75 процентов из них сжигают или отправляют на свалки, увеличивая вред для планеты.

В рамках испанской кампании «Зеленая пятница» некоторые фирмы решили закрыть свои магазины, чтобы уберечь жителей страны от лишних покупок и остановить антропогенное влияние на природу. Другие компании, такие как IKEAи сеть салонов сотовой связи Vodafone, в этот период больше заплатят за прием на переработку старых изделий — так ненужные товары для дома и гаджеты не попадут на свалку, а смогут получить вторую жизнь.

У нас, в Пскове например, коллеги-экологические активисты, в рамках реализации проекта «Экомышление»  проводилась акция  “Зеленая пятница” с 26-по 28 ноября. Объединившись с тремя благотворительными фондами, это “Дети — наше будущее”, “Вознеси сердце” и “Детский фонд”, был организован прием  почти всего, что можно собрать  у себя дома.   Таким образом, вещам, которые еще пригодны для потребления, но не нашли своего применения, помогут обрести вторую жизнь.

Берегите себя и окружающую среду, до новых встреч.