День пионерии – за экологию!

И сегодня мы порассуждаем на тему истории  развития детских и юношеских экологических движений и инициатив в прошлом, на примере пионерской организации и юннатского движения.

И тема выбрана не случайно, потому что  19 мая, как и практически совсем недавно, вся наша страна торжественно отмечала День рождения Всесоюзной пионерской организации, которая просуществовала без малого 70 лет. Старшее поколение хорошо помнит эту тему, да я и сам был пионером и активно участвовал во всех делах своей пионерской организации.

К слову сказать, субботники, сбор макулатуры, металлолома – как экологические акции были всегда одной из составляющей работы пионеров. И надо отдать должное, что пионерское движение в экологической тематике не ограничивалась границами СССР, а даже выходило далеко за пределы страны – на международный уровень.

 Вспомним 1988 год – (я как раз уже закончил школу – 10-й класс), так вот, – это год 70-летия BЛKCM – (всесоюзный ленинский Коммунистический Союз Молодежи – если кто не знает) и в этот год  Центральный Комитет комсомола и Центральный Совет Всесоюзной пионерской организовали и провели в знаменитом советском детском лагере «Артек» с 17 июля по 17 августа – первую международную экологическую смену, которая была посвящена 70-летию юннатского движения и 30-летию СИМЕА (Международного комитета детских и юношеских организаций при Всемирной федерации демократической молодежи).

Представьте себе, как тесно сотрудничали в те времена международные детские и юношеские организации.

В «Артек» тогда  съехалось более трех тысяч ребят со всех уголков нашей Родины. Около тысячи ребят прибыло из 65 стран пяти континентов планеты. Они представляли 89 детских и юношеских организаций мира. Прибыли в «Артек» не только юннаты или представители природоохранных детских и юношеских организаций мира. Там были, конечно, активисты детского и юношеского движения, но с самыми различными интересами, порой очень далекими от экологии, однако,  участие в этой смене позволило школьникам из разных стран впервые по-настоящему серьезно задуматься о будущем планеты, показало, что надо сделать в первую очередь у себя дома, чтобы стать настоящим защитником природы. В этом и состоял ее главный итог.

Девиз смены — «Мир, развитие, экология». В нем содержатся главные задачи, которые и сейчас необходимо  решать человечеству, юности и детству Земли.

Что же делали тогда ребята в «Артеке»? В первую очередь отдыхали. Но отдыхали активно. Они обогащали свои знания о природе. Трудились на ее благо. Постигали, что такое экология. В «Артеке» ребята находили примеры неразумной хозяйственной деятельности людей. Определяли степень загрязнения пресной воды в речках, протекающих на территории лагеря, и морской воды в разных местах артековской бухты. Учились помогать природе. Очищали парки, пляжи, организовывали заказник. Изучали флору, обследовали парки лагеря. Анкетировали участников смены, чтобы установить степень знания экологических проблем и вклад каждого в дело охраны природы и обогащения ее ресурсов.

По итогам той международной экологической смены ребята пришли к выводу о том, что необходимо созвать  в «Артеке» всесоюзный слет юных натуралистов и экологов, который бы определил дальнейшие пути перестройки движения и выработал пути его развития. Это предложение поддержано Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации, и такой слет состоится в «Артеке» в сентябре — октябре 1989 года.

Это лишь один из примеров отношения подрастающего поколения к вопросам воспитания экологической культуры, бережного отношения к природе, к вопросам защиты и охраны окружающей среды в целом.

Теперь еще об одном направлении – юннатском движении. Кстати, Юннаты – это детское движение зародилось в нашей стране более 100 лет назад, но и сегодня работа юных натуралистов актуальна и нужна планете. За эти годы движение не исчезло, а напротив – сохранило всероссийский масштаб с многочисленными направлениями исследований, в которых могут принять участие дети самых разных возрастов.

В 1918 году молодой биолог Б. В. Всесвятский и детский врач И. В. Русаков организовали районную биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы в Сокольничей роще на окраине Москвы. Первыми юннатами стали 17 московских детей, откликнувшиеся на объявление, данное Б. В. Всесвятским в мае 1918 года. В кружке на бывшей купеческой даче они под руководством педагогов вели наблюдения над птицами, животными, насекомыми и растениями.

А уже 15 июня 18 года  состоялась первая официальная экскурсия для детей по территории станции.

Как раз эта дата и стала считаться точкой отсчёта в жизни Центральной биостанции юных натуралистов им. К. А. Тимирязева (БЮН), а ещё – днём рождения юннатского движения и всего дополнительного образования в России.

И вот буквально несколько исторических вех юннатского движения:

С 1928 года издавался журнал «Юный натуралист», существующий по сей день (перерыв с 1941 по 1955 гг. был связан с началом и преодолением последствий Великой Отечественной войны).

1930-е годы знамениты экскурсиями юннатов по родным регионам и их экспедициями по Волге, Байкалу, горам Алтая и Кавказа, землям Средней Азии и Дальнего Востока, и т. д. Идею таких экспедиций предложил и поддержал методически лично И. В. Мичурин.

С 1950-х кружок юннатов был практически в каждой советской школе, а ребята участвовали во Всесоюзных сельскохозяйственных выставках наравне со взрослыми, сами выращивали цветы, овощи, садовые деревья, полевые культуры, занимались животноводством и зоологией, увлекались геологией, развитием механизации сельского хозяйства, следили за чистотой водоёмов и лесов.

В 1980-е только в РСФСР было более 16 миллионов юных друзей природы (членов Всероссийского общества охраны природы), более 90 тысяч отрядов «зелёных патрулей» и 15 тысяч отрядов «голубых патрулей» (охрана леса и водоёмов соответственно).

В 2004 году преемником Московской БиостанцииЮН стал Федеральный детский эколого-биологический центр (ФДЭБЦ). Ежегодно начали проводиться всероссийские конкурсы и мероприятия для школьников, заинтересованных экологией и биологией. Лучшим из лучших после региональных этапов предстояла поездка на финал в Москву.

В 2018 году ФДЭБЦ наделён статусом Федерального ресурсного центра по развитию естественнонаучной направленности дополнительного образования детей.

В 2020 году Центру присвоен статус Инновационной площадки Российской академии образования, при поддержке Министерства просвещения РФ начала создаваться новая модель дополнительного образования детей естественнонаучной направленности – «Экостанция».

В 2021 году ФДЭБЦ переименован в Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФГБОУ ДО ФЦДО).

Сегодня – это федеральный ресурсный центр по развитию естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей.

Учреждение координирует работу 82 региональных ресурсных центров по естественнонаучной направленности, которые выступают региональными операторами всероссийских естественнонаучных конкурсов для школьников, а также региональными точками компетенций по разработке и тиражированию образовательных программ и методик для обучающихся и педагогов в области естественных наук.

В настоящее время тема экологического воспитания и развития экологических движений среди детей и молодежи также активно развивается и практически все действующие в России движения одним из направлений своей деятельности уделяет внимание именно экологическому воспитанию через экологические акции, квэсты, форумы, проектную деятельность.

Кстати и в нашем городе, на примере прошедшей в апреле т.г. муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся, экологическая тема актуальна, много работ ребята посветили именно экологической проблематике, исследуя те или иные продукты и товары. Было познавательно и интересно, и главное ведь не сама победа в таких конференциях, главное не столько участие, сколько отношение ребят к той проблеме, которую они самостоятельно пытаются изучить, найти возможности для ее разрешения, и открывая таким образом для себя что то новое и интересное, участники конференции делятся своими выводами с другими людьми, получают экспертную оценку и уже потом, в дальнейшем, стараются применять полученный опыт на практике.

По материалам из открытых источников.