Все дело в том, что в обществе распространена мысль – раньше «люди жили в гармонии с природой», а экологические проблемы — это «наследие индустриальной эпохи». Но так ли это? Или человек влиял на окружающий мир во все времена?
Вот несколько любопытных историй из прошлых веков, найденных в открытых источниках, свидетельствующих о том, что экологические проблемы существовали всегда.
Горящие леса на заре истории
Около 12 тысячелетий назад произошла так называемая неолитическая революция — тогда древние люди начали переходить от охоты и собирательства к земледелию. Человек перестал забирать у природы и начал производить, однако участь планеты это едва ли облегчило.
Одним из самых популярных стал подсечно-огневой метод земледелия: лес на каком-то участке поджигали, зола становилась естественным удобрением, и пока земля была плодородной, ее возделывали. Как только качество почвы ухудшалось, люди переходили к следующему участку, сжигая новые гектары леса. Кстати, такой метод применяется и сегодня в некоторых районах Юго-Восточной Азии.
Подсечно-огневое земледелие буквально изменило карту многих регионов по всему миру. Например, раскопки на озере Ньяса в Восточной Африке показали, что когда-то вокруг рос густой лес, однако он был уничтожен здешними обитателями, которые впоследствии были вынуждены уйти с переставшей плодоносить земли.
Земледелие, которое погубило цивилизацию
Около 6 000 года до нашей эры жители Месопотамии построили первую из обнаруженных на сегодняшний день ирригационную систему. Она находилась в поселении Чога Мами на территории современного Ирака. Уже тогда эта местность была очень засушливой, и заниматься сельским хозяйством без искусственного орошения было практически невозможно. Ирригационная система была выстроена иерархически — крупные каналы брали воду из рек, переносили ее в средние каналы, и так вплоть до небольших канав.
Но то, что с точки зрения развития человечества было огромным шагом вперед, привело к первым антропогенным экологическим проблемам — засолению почв. Дачники знают, что если слишком обильно поливать почву, вода вытянет минеральные соли из более глубоких слоев грунта, из-за чего земля потеряет плодородность. То же самое, только в огромных масштабах, произошло и в Месопотамии.
Постепенно накапливающая соль снижала показатели земледелия, а со временем сводила его на нет. Ряд ученых связывают деградацию сельского хозяйства из-за ирригационных проблем с упадком шумерской цивилизации как таковой. Результат этой экологической катастрофы можно видеть в Ираке даже в наши дни — значительная часть площадей покрыта белой солевой коркой, которая не дает во многих районах вести сельское хозяйство.
Как спасали природу в прошлых столетиях: от охраны льда Невы до спасения секвой
Экологическая повестка не всегда пользовалась популярностью — веками люди относились к природе потребительски. Но ряд экологических инициатив можно найти и в далеком прошлом. Рассказываем три таких истории.
Когда европейцы в 1722 году впервые ступили на полинезийский остров Пасхи, они были поражены многотонными каменными статуями-моаи, которые возвышались на крошечном клочке суши. На острове не росло ни одного дерева и, кажется, не было никаких материалов для установки таких огромных сооружений.
Это породило ряд теорий о том, что статуи якобы были поставлены некой неизвестной исчезнувшей цивилизацией, обладающей невероятными инженерными знаниями. Рапануйцы, жители острова Пасхи, уверяли европейцев, что статуи возвели их предки, но в 18 веке в Европе просто никто не готов был в это поверить. Однако затем археологи пришли к выводу, что некогда остров был покрыт густыми высокими лесами. Рапануйцы действительно высекли из камня и установили почти 900 статуй между 13 и 16 веками, однако для того, чтобы передвигать и устанавливать их, они вырубили все леса на острове.
В результате этой экологической катастрофы радикально уменьшилось и население острова. Этот сюжет впоследствии часто использовали как яркую иллюстрацию потребительского отношения к природе. Например, в 1989 году британский премьер-министр Маргарет Тэтчер, выступая в ООН, предупреждала, что и современная цивилизация может легко пойти по пути жителей острова Пасхи, если не начнет относиться к природным ресурсам более ответственно.
Конец цивилизации майя
Цивилизация майя существовала на территории современной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора со второго тысячелетия до нашей эры до прибытия европейцев. Это была одна из самых развитых цивилизаций своего времени и в Старом, и в Новом свете, однако к 9 веку нашей эры она пришла в упадок. Согласно основной на сегодняшний день теории, ее погубила кукуруза. Американские и канадские ученые пришли к выводу, что индейцы уничтожили себя сами.
Майя жили в огромных городах-государствах, которые нуждались в продовольствии. Ради этого вырубались тропические леса, а на их месте майя сажали кукурузу. Из-за интенсивного использования почва не успевала восстанавливаться, поэтому участки приходилось забрасывать и вырубать леса под новые. Со временем пашни настолько отодвинулись от городов, что люди были вынуждены их покинуть на фоне голода и политических кризисов.
Трагедия дронта на Маврикии
В 1598 году к острову Маврикий, расположенному в Индийском океане к востоку от Мадагаскара, подошла голландская эскадра из 8 кораблей под руководством адмирала Якоба ван Нека. Он составил описание всего живого на острове и стал первым европейцем, который рассказал миру о странной нелетающей птице — сейчас ее называют дронт, или додо. Она была очень любознательна и практически не боялась человека.
Птица выглядела настолько удивительно, что позднее, в 19 веке, Льюис Кэррол сделал дронта Додо одним из героев «Алисы в Стране чудес», однако к тому моменту все дронты давно были истреблены.
У птиц не было естественных врагов, поэтому они чувствовали себя на Маврикии весьма вольготно. Но после визита португальцев, моряки, которые останавливались на острове по пути из Европы в Индию, стали массово забивать дронтов — как в пищу (хотя деликатесом жесткое мясо было трудно назвать), так и просто ради забавы. Буквально через полвека после того, как европейцы впервые увидели дронта, птиц практически не осталось. А к 1693 году они исчезли окончательно.
Зловоние, которое остановило работу государства
Существует множество свидетельств о том, как в средневековых городах помои сбрасывались прямо на улицу. Это не в полной мере правда, хотя проблема экологичности городов стояла остро даже в Новое время, в том числе до промышленной революции.
Например, в 1858 году Лондон пострадал от так называемого Великого зловония. Причиной стало то, что городская канализация выходила прямо в Темзу в его черте. Жаркая погода стала причиной быстрого разложения сточных масс, которое накрыло весь город зловонным облаком.
Запах был настолько невыносим, что парламент не мог работать, а органы госуправления планировали эвакуировать в Оксфорд. В результате Лондону пришлось пересмотреть всю канализационную систему, вложив в это огромные деньги.
Все эти истории, а также множество дургих про эковолонтерство, экопривычки и разные истории можно найти в открытом доступе на портале СБЕРа – Навигатор по полезным привычкам, экознаниям и волонтёрству -Сберегаем вместе
Источник: https://sberegiplanetu.ru/publications/pravda-chto-ranshe-liudi-zhili-ekologichnee-chem-seichas