Результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране вод и атмосферного воздуха

Органами прокуратуры Российской Федерации в прошедшем году обеспечен системный надзор за исполнением законодательства об охране вод и атмосферного воздуха.

В результате прокурорского вмешательства активизирована работа по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, определению зон затопления, подтопления. К примеру, в Самарской области по требованию прокуратуры установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос 7 рек.

Мерами прокурорского реагирования органы местного самоуправления понуждены к внесению в документы территориального планирования сведений о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах водных объектов (Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Ярославская области).

В результате принятых в 2018 году Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой мер поднято и утилизировано 14 судов (их остатков). В Волгоградской области во исполнение решения суда по иску природоохранной прокуратуры построен и введен в эксплуатацию комплекс механических очистных сооружений ливневой канализации с переводом стоков в «оборотный» цикл водоснабжения, в результате чего прекращен сброс в Волгу более 100 тыс. куб. м загрязненных стоков.

В Самарской области в ходе строительства дамбы на реке Волге прокурорами выявлен факт загрязнения водного объекта строительными отходами на площади 1950 кв. м. Ущерб, причиненный водному объекту, составил более 22 млн руб., местам обитания и нереста водных биоресурсов – 65 тыс. руб. По материалам природоохранной прокуратуры, возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 250 (загрязнение вод) Уголовного кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения представлений прокурора Управлением Росприроднадзора и отделом Росрыболовства в судебном порядке осуществляется взыскание ущерба.

Несмотря на принимаемые уполномоченными федеральными и региональными органами государственной власти меры по обеспечению качества атмосферно воздуха состояние законности в данной сфере остается неудовлетворительным. До настоящего времени не полностью сформирована государственная сеть мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, в трети регионов страны количество постов наблюдения не соответствует установленным нормам и методикам. Так, в 8 регионах страны федеральная система мониторинга атмосферного воздуха отсутствует вообще, а в 45 городах с населением свыше 100 тыс. человек наблюдения не ведутся и никогда не велись.

В целях извлечения большей прибыли предприятиями не всегда применяются новейшие средства газоочистки, своевременно не проводится реконструкция действующих газоочистных сооружений, эксплуатируется оборудование, находящееся в неисправном состоянии и не обеспечивающее должную очистку, что приводит к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу с превышением допустимых концентраций. Кроме того, зачастую они осуществляют производственную деятельность без разрешительной документации, не ведут учет выбросов, не соблюдают режим санитарно- защитных зон, не вносят плату за негативное воздействие на атмосферный воздух в установленные сроки.

Так, только по требованию Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора руководством Партизанской ГРЭС заключен договор с аккредитованной лабораторией на проведение регулярного контроля за выбросом вредных веществ в атмосферный воздух, программа производственного экологического контроля приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства.

По иску Братского межрайонного прокурора суд понудил Братский завод ферросплавов оборудовать стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферу газоочистным оборудованием. Решение суда вступило в законную силу, находится на исполнении.

Вмешательство прокуроров потребовалось для прекращения деятельности объектов, загрязнявших атмосферный воздух в Пермском крае, Амурской, Волгоградской, Иркутской, Костромской, Мурманской, Челябинской областях и других регионах страны.

По всем выявленным нарушениям закона приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Всего при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране вод и атмосферного воздуха прокурорами вскрыто свыше 42,8 тыс. нарушений закона, внесено 9,8 тыс. представлений, в суды направлено 3 тыс. исков и заявлений на сумму 223,8 млн рублей. По требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 13,7 тыс. лиц, возбуждено 47 уголовных дел.

Работа на данном направлении продолжается.

С этой и другими новостями можно ознакомиться на информационно-коммуникационном сервисе Генеральной прокуратуры Российской Федерации «ЭФИР» по адресу: efir.genproc.gov.ru

Источник: Генеральная прокуратура Российской Федерации.