Синичкин День!

Синичкин день или как его еще трактуют – день встречи зимующих птиц. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России. Это необычная традиция утверждена относительно недавно, но история праздника уходит в глубокую древность. Тогда наши предки отмечали день Святого Зиновия Синичника – покровителя лесных птиц, охотников и рыболовов.

Синица – птица Божья, считали древние славяне. Она находится под особым покровительством высших сил, и приносит удачу. Люди следили за поведением птиц. Если они собирались стайками возле домов – быть зиме холодной и морозной. Если пернатые звонко и переливчато свистели, то погода зимой будет солнечной и ясной, а если они собираются у кормушек – жди сильных снегопадов и метелей.

В Синичкин день, было принято делать кормушки и заготавливать пищу для птиц, остающихся зимовать. Кроме синиц, это щеглы, снегири, сойки, свиристели. Для них делали кормушки и собирали лакомства – сало, семечки и орешки.

«Покорми птиц зимой – они послужат тебе весной», – говорили наши дедушки и бабушки, имея в виду, что пернатая команда поможет уберечь грядущий урожай от различных насекомых-вредителей.

Важно помнить, что в стремлении помочь птицам главное — не навредить. Необходимо не кормить птиц, а именно подкармливать! В кормушках не должно быть постоянного присутствия корма. При постоянном наличии семечек в кормушке синицы, например, попросту перестают искать другую пищу. Таким образом, рацион птицы становится однообразным, что может привести к заболеванию».

Самый универсальный корм для зимующих птиц — семена подсолнечника. Но они не должны быть жареными или солёными! Такому угощению будут рады синицы, поползни, дятлы и различные зерноядные птицы. Большое количество растительных жиров в семенах подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних морозов.

Можно подкармливать птиц салом, мясом, сушёной рябиной, боярышником, шишками, орехами, зёрнами кукурузы, семенами арбуза, дыни, тыквы, а также сорняков — лебеды, крапивы, чертополоха, репейника. Годятся в корм пшеница, неочищенное просо, ячмень, крупы — перловая и овсяная, даже плотные овсяные хлопья.

А помните известную поговорку: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»? Считается, что если вам удалось покормить синицу с руки 12 ноября, то загаданное желание обязательно сбудется. А если увидите птицу во сне – преодолеете все преграды.

Конечно же продолжим тему и вспомним, какие еще священные птицы бывают у разных народов России.

Ворон считается священным у башкир. Он – посредник между небом и Землей, Землей и загробным царством. Им даже посвящен отдельный весенний праздник – «Воронья каша».

Серая ворона почитается у северных народов как символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. В ханты-мансийских преданиях вороны – это покровители женщин и детей. В Югре «Вороний день», связанный с прилетом этих птиц и приходом тепла, празднуют каждую весну.

У народа ханты существует еще один праздник – Проводы Лебедя. Эта птица также очень почитается хантами. Праздновали совершением обряда с жертвоприношением и словами: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей»

Стерх – персонаж многих мифологических произведений ханты, манси, якутов и других северных и дальневосточных народов. Он – воплощение наблюдающего за миром людей божества Мир-Суснэ-хума, сына верховного бога Нум Торума. На болота, где гнездится стерх, ступать было запрещено, и места эти становились естественными заповедниками, где укрывались и другие птицы. У многих северных народов есть традиционный танец, в котором исполнители подражают птицам: подпрыгивают то на одной, то на другой ноге, взмахивают руками, словно крыльями, вытягивают шею, воспроизводят курлыканье птицы.

Орел занимает особое место в песнях и легендах народов Кавказа. Его изображение можно увидеть на гербах трех северокавказских республик: Дагестана, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Здесь придуман танец лезгинка, в котором движения похожи на то, как двигается орел: мужчины, раскинув руки – «крылья», плавно описывает круги, словно высматривает добычу. В легендах Кавказа орлы помогают героям в трудных ситуациях, выносят их из подземелий и дают своевременные советы.

Малочисленные народы Сибири тоже почитают орла. Орочи считали его основателем всего рода человеческого или прародителем первого шамана, ненцы – тем, кто приносит счастье, якуты – хозяином и повелителем солнца. У хантов считалось священным дерево, на котором свито орлиное гнездо. Поклонение орлу отразилось в традиционной бурятской культуре: перед поединком борцы исполняют танец орла. Буряты считают белоголового орла родным сыном «хозяина» Ольхона – грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на мысе Бурхан.

Глухарь по легендам ненцев считается детским хранителем, он оберегает душу ребенка во время сна. Северяне также любят гагару – они считают, что она оберегает детей от болезней, приносит им счастье, и долголетие.

Трясогузку любят и почитают многие народы. Зыряне считают, что трясогузки поселяются на доме к удаче: «Прилетела наша весенняя птица – трясогузка! Прилетела священная пташка – зима не вернётся. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, тёплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озёра рыбой полнятся, а леса – зверями».

Верить или не верить в древние приметы– дело личное, но сегодня позаботиться о неперелетных птицах зимой довольно просто. Ничего не стоит сделать (или купить) кормушку и подкармливать пернатых, помня, что они, как и мы – часть большой Природы, в которой все мы связаны друг с другом.

Источник:

https://mir24.tv/articles/16333448/sinica-bozhya-ptica